Вы здесь

Современные методики актуализации Слова Божьего, которыми можно воспользоваться в процессе подготовки проповеди

Автор: иерей Андрей Мояренко

Поводом для  написания данной статьи послужила опубликованная на портале Богослов.RU рецензия В.В. Бурега[1]  на учебное пособие по гомилетике «Вера от слышания»[2]. Автор пособия - А.В. Тихомиров, ректор Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской церкви (д. Новосаратовка, Ленинградская область), доктор теологии.

Отмечая ценность издания в практике богословского образования,  В.В. Бурега  подчеркнул ощутимую нехватку в учебном процессе современных русскоязычных теоретических и практических пособий по гомилетике, а также отсутствие в курсах гомилетики знаний о зарубежных богословских исследованиях в данной области богословия. Между тем обращение к опыту профессоров дореволюционных академий позволяет увидеть активное изучение новейших для того времени западных трудов по истории и теории проповеди для развития гомилетической школы Русской Православной Церкви.

В современном Учебном плане духовных семинарий в РПЦ дисциплина «Гомилетика» относится к вариативной части Основной образовательной программы и изучается на III курсе в 6-ом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа. Другими словами, студенты духовных школ изучают гомилетику в течение одного семестра по одной паре в неделю. Вопрос гомилетической практики  в форме произнесения проповеди в семинарском храме решается в каждой школе по-разному, но можно предположить, что студент с начала освоения дисциплины (III к.) и до окончания обучения (IV к.) бывает на церковном амвоне всего несколько раз. Дальнейшее освоение приемов ораторского искусства и умение ими пользоваться, чтобы возвещать Слово Божие, ложится на плечи самого молодого проповедника и зависит от его прилежания, самообучения и пастырской ответственности/совести.

Отрадным в литургической жизни нашей Церкви является тот факт, что проповедь, будучи неотъемлемым литургическим актом, на богослужении начинает занимать свое исконное место – после чтения Слова Божия. Она   перестает быть неким придатком  после  отпуста или чтением на запричастном стихе, в то  время,  когда народ Божий готовится к принятию Тела и Крови Господних. Но нельзя не заметить у значительного числа наших молодых священнослужителей нежелание проповедовать за богослужением, а также недостаточную  подготовленность самого текста проповеди.

Всё чаще способами сообщения проповеди являются импровизация или экспромт, при этом забывается, что «подобные проповеднические опыты могут быть плодом обширной учености, духовного опыта и развитых естественных способностей…»[3]. На деле же получается, что проповедник говорит с течением времени «одно и то же» или «обо всём и ни о чём», недаром некоторые критики Церкви именуют нас «мастерами амвонного свиста».

Об исчезновении подлинного содержания церковной проповеди в свое время писал протопресвитер Александр Шмеман, с горечью подчеркивая, что «церковные  проповеди и благочестие… давно уже перестали питаться Писанием как своим настоящим источником...»[4]. Положение дел на церковном амвоне, который является местом совершения Таинства Слова[5], к настоящему времени существенно не изменилось. Все это по необходимости требует уделить большее внимание курсу гомилетики, оживить его современным позитивным опытом обращения с Божьим словом к пастве и познакомить с отработанными методиками построения публичного слова священника. В этом отношении полезные для ознакомления рекомендации имеются в трудах по гомилетике Римско-Католической Церкви в Польше. Мы предлагаем краткий обзор моделей составления проповеди немецких католических и протестантских богословов и гомилетов, опубликованный священником Яном Тварди[6] в книге «Актуализация Слова Божьего в проповеди».

***

Схемы процесса актуализации Слова Божьего, которыми можно воспользоваться в процессе подготовки проповеди[7].

I. Конфронтационная модель работы над проповедью Эрнста Ланге (Ernst Lange)[8].

Условия творческого процесса, зависящие от проповедника:

  1.  Знание  Слова Божия (проповедник как представитель/выразитель традиции веры, которая находится в послании библейского текста).

  2. Хорошее  понимание проблем слушателей (проповедник выступает представителем от слушателей Слова, их нужд в конкретных жизненных обстоятельствах).

Метод актуализации: конфронтация послания библейского текста и экзистенциальной/ жизненной обстановки слушателя.

Цель процесса: встреча Слова Божьего – послания о спасении – с жизнью слушателей.

Плод работы: «Новое Слово», которое указывается в проповеди и которое воплощается в жизни слушателя.

Опыт проповедника – биография, культура, общество, религия, актуальные переживания.

Слово Божье – проповедь, тематическая проповедь, конференция, свидетельство веры в жизни.

Опыт слушателя - биография, культура, общество, религия, актуальные переживания.

Соединить опыт проповедника и опыт слушателя через Слово Божье.

II. Модель работы над проповедью по Манфреду Зайтцу (Manfred Seitz)[9].   

  1. Личное размышление проповедника над библейским текстом (молитвенная встреча с Божьим Словом; слушание намерения Слова, что является условием хорошей проповеди).

  2. Экзегетическая работа над текстом (научное, объективное изучение  Слова Божьего).

  3. Гомилетическое размышление (соединение слова Божия с жизнью слушателей).  

  4. Работа над проповедью (ясная композиция, четкая схема, язык, критический взгляд,- в контексте важности для жизни слушателей). 

III. Три ступени или фазы подготовки проповеди согласно Хеннингу Лютеру (Henning Luther)[10].

Конфронтация между: 1) библейским текстом или темой проповеди, 2) жизненной ситуацией слушателя и 3) проповедника.  

  1. Наблюдение – обсервация – опыт.

  2. Понимание/постижение - толкование – оценка.

  3. Действие – убеждение/объяснение.

Эта модель работы имеет дидактическую направленность  и указывает на процесс актуализации в работе над проповедью. Если мы хотим этим воспользоваться, то не имеем права менять очередность и вычеркивать какую-нибудь фазу. Работа по этим пунктам сосредоточена на триаде: текст (тема) – экзистенциальная обстановка (жизненная ситуация слушателя) – проповедник / взгляд – понимание – действие. Проповедник должен уметь прочитать, понять смысл библейского текста, узнать проблемы слушателей и подумать о себе. В таком случае возможна зрелая проповедь.

IV. Модель работы над проповедью по Рудольфу Борену (Rudolf Bohren)[11].

  1. Личностное прочтение библейского текста (громко и многократно прочитать библейский фрагмент в разное время суток для нахождения лучшей его интерпретации/понимания смысла).

  2. Обращение к тексту на языке оригинала (перевод текста с языка оригинала, чтение вслух на языке оригинала).

  3. Чтение и перевод текста для ответа на вопрос: что Бог говорит сегодня мне, а что хочет сказать завтра общине через этот текст? Какую Новую (Благую) Весть этот текст включает в себя, какое несёт послание?

  4. Разговор на темы,  интересующие  слушателей, чтобы увидеть экзистенциальные проблемы и объяснить их с помощью Благой Вести.

  5. Проработка вступления и  окончания проповеди.

 

V. Бисоциальная[12] модель Хериберта Аренса (Heribert Arens OFM)[13], Франца Рихардта (Franz Richardt OFM)[14], Йозефа Шульта (Josef ShultOFM)[15].  

А) Схема работы, проводимая от библейского текста к проповеди.

  1. Общая подготовка, которая опирается на опыт жизни/жизненные наблюдения.

  2. Экзегеза текста.

  3. Формулировка послания/керигмы текста.

  4. Конфронтация послания с экзистенциальной обстановкой жизни (источники мыслей, идей и их перечисление).

  5. Выбор наиболее актуальных мыслей, подходящих к жизненной обстановке. 

  6. Формулировка цели проповеди.

  7. Формирование содержания проповеди.

Б)   Схема работы по принципу: от идеи до проповеди.  

Отправная точка - идея достигается в течение трех фаз творческого процесса (мысль, получаемая как плод творческой работы) – подготовки, инкубации (взращивания), иллюминации (прозрения), чтобы выбрать соответствующий библейский текст, адекватный идее.

  1. Экзегетическая работа над выбранной идеей для предотвращения ошибки частичного соединения с текстом.

  2. Собирание материалов из жизненного опыта, литературных текстов.

  3. Формулировка цели проповеди.

  4. Творческая пауза/перерыв.

  5. Формирование/обработка проповеди (выбор содержания, работа над композицией и обработка).

 
VI. Этапы работы по правилу: от текста до проповеди согласно Карлу Хайнцу Пеискеру (Carl Heinz Peisker)[16].

  1. Громкое чтение библейского текста (проповедник выступает в роли слушателя Слова, делает заметки/наброски).

  2. Экзегеза текста (перевод, контекст, анализ, керигма).

  3. «Дидактика», или медитативное соединение/сращивание послания текста с трехступенчатой обстановкой: общественной, личной, церковной (сделать заметки/наброски).

  4. Работа над проповедью (письменная форма, запоминание,  запись на диктофон).

 

VII. Работа над проповедью по Валентину Дерингу (Valentin Doering)[17].

  1. Работа с библейским текстом: медитация[18]/размышление (обдумывание), экзегеза, конфронтация послания текста с экзистенциальной/жизненной обстановкой слушателя.

  2. Результат: наброски/заметки с медитации и экзегезы, собирание литературы.

  3. Рефлексия/размышление над жизненной обстановкой слушателя и проповедника для выбора лучшей актуализации Слова Божьего (понимание социальных, религиозных, конкретных обстоятельств).

  4. Результат: письменное формулирование цели проповеди. 

  5. Составление черновика (проекта) проповеди (критически рассматриваем собранный материал, систематизируем его, готовим пробный эскиз/черновик проповеди).

  6. Результат: проект проповеди в соответствии с библейским текстом.

  7. Опыт громкого размышления: набросок/эскиз  размышления, обработка вступления и создание полного  плана проповеди.

  8. Результат: составление в письменном виде всей проповеди или важнейших ее частей или произнесение проповеди с записью критических замечаний.

 

VIII. Подготовка проповеди по Петеру Хоферу (Peter Hofer)[19].

Принятие умом и сердцем фрагмента Слова Божьего (проповедник является первым слушателем Слова).
Медитация/молитвенное размышление (обдумывание) – доведение идеи возникшего текста/фрагмента до глубины души проповедника - как условие его духовной компетенции.
Актуализация - внимание на общину верующих, на братьев и сестер  (знание проблем слушателя, подход к этим проблемам с любовью и пониманием).
Оформление/разработка структуры проповеди и ее языковой составляющей (для ведения диалога со слушателями).
 
IX. Этапы подготовки проповеди по Клаусу Майеру цу Аптруп (Klaus Mayer zu Uptrup)[20].

Встреча с библейским текстом (мысли, ассоциации, переживания людей, образы, слова, медитация, молитва).

Формулировка содержания проповеди согласно принципа: библейский текст и сегодняшняя экзистенциальная ситуация (экзегеза текста, обзор жизненной обстановки, актуализация). 

Лингвистическая обработка проповеди (медитация на тему проблем и нужд слушателя), выбор надлежащей формы передачи содержания (доклад, размышление, которые вдохновляют к действию).

Устное проговаривание проповеди.
 
X. Приготовление проповеди согласно концепции Хартвига Дэвеля (Hartwig Daewel)[21].

Личностная встреча с библейским текстом (проповедник как первый слушатель Слова).
Размышление: как этот текст может повлиять на других людей, на группу слушателей? 
Экзегеза текста.
«Экзегеза» проблем и ожиданий слушателей.
Конфронтация содержания текста с жизнью проповедника.
Оценка, поиск, выбор содержания из собранных материалов (смотрим в направлении актуализации Божьего Слова; трио: текст – слушатели – проповедник).
Письменная обработка всей проповеди или какой-то части по пунктам. Обработка композиции и детальное приготовление вступления и заключения.
 
XI. Обработка проповеди по Уилфриду Энгеманну (Wielfred Engemann)[22].  


1. Фаза подготовки.

а) Сбор экзистенциальных материалов, гомилетический дневник.

б) Чтение библейского текста, проникновение в суть.

в) Поиск связей между посланием  текста и современной жизнью.

2. Аналитическая фаза.

а) Исторический контекст – «Sitz im Leben»[23] текста.

б) Экзистенциальный контекст жизни слушателей.

в) Конфронтация исторического контекста и современного (сходства, аналогии, разница).

г) Вопрос о мотиве библейского текста (образы, воображение, ценности, аргументы).

д) Поиск общих пунктов между основным мотивом текста и жизненными ситуациями современных слушателей (ожидания, ценности, максимы, общественные критерии, политические критерии, табу).

3. Фаза подготовки очерка проповеди.

а) Размышления о теме проповеди согласно вопросам: что хочу сказать/выразить? к чему хочу пригласить слушателя? (конкретные формы поведения, отношения), почему я проповедаю, зачем? от чего она должна освободить или к чему привести?

б) Семантическая обработка проповеди (работа  над лексикой, стилем, формой высказываний: письмо, запись, диспут, апология, аргументация). 

в) Подготовка черновика по заранее  продуманному  плану (модель: согласно психологии изучения – нарратив, диалог).  

Хорошо подготовленное Введение к основной части проповеди (согласно принципа in medias res[24] - проблема, конфликт, сцена, короткий рассказ, образ), изложение в форме монолога или диалога, ведущие идеи, разные точки зрения, главные части проповеди, подчиненные им мысли, информация).     

XII. Восьмиступенчатая работа над проповедью (Rolf Zerfaß)[25].

  1. Подготовка – работа в группе (или индивидуально) начинается с вхождения в духовную тишину/молчание, сосредоточение и расслабление; вопрос: Где я сейчас? 

  2. Первая встреча с библейским текстом (чтение, рассмотрение, выражение мыслей, идей по его теме).

  3. Конфронтация своих наблюдений с библейской экзегезой.

  4. Систематическое углубление в текст и определение сути проповеди. Например, через выбор одного аспекта для разговора на эту тему.

  5. Определение главной мысли проповеди.

Творческая пауза.

  1. Развитие главной мысли проповеди. 

  2. Подготовка черновика проповеди.

Вторая пауза.

  1. Релаксация и совместное празднование (литургия, на которой происходит провозглашение коллективной проповеди одним членом из группы).

 
XIII. Восьмиступенчатая работа над проповедью Эрнста Ланге (Ernst Lange)[26].

  1. Обращение к оригиналу и  переводам библейского текста.

  2. Объяснение истории текста и его значения.

  3. Экзегетические размышления.

  4. Заметки к проповеди.

  5. Лексика/словарный состав текста, встроенный в язык повседневности/ повседневной жизни.

  6. Использование  богословского контекста и упорядочивание мыслей.  

  7. Размышления на  тему экзистенциального состояния  слушателя.

  8. Набросок/черновик собственной проповеди. 

 
XIV. Девятиступенчатая модель творческой работы согласно Рольфа Хойе и Райнхольда Линднера (Rolf Heue, Reinhold Lindner)[27].

  1. Первая встреча проповедника с библейским текстом для определения его послания.

  2. Разговор со слушателями для знакомства с их проблемами, которые связаны с текстом (смягчение конфронтации Божьего Слова с жизненной ситуацией).

  3. Экзегетическое исследование текста (например, использование библейского комментария).

  4. Использование готовых материалов для проповеди.

  5. Творческая пауза (сбор соответствующих вспомогательных материалов и определение идеи проповеди).

  6. Упорядочивание  материала.

  7. Доработка плана проповеди.

  8. Подготовка окончательного содержания и формы проповеди.

  9. Произнесение проповеди.

 

XV. Десять этапов работы проповедника согласно концепции Алоиза Шварца (Alois Schwarz[28]). 

  1. Личная молитвенная встреча проповедника с библейским текстом.

  2. Экзегетическое прочтение послания текста.

  3. Использование готовых примеров проповеди.

  4. Принятие во внимание жизненных проблем слушателя.

  5. Конфронтация этих проблем с главной идеей проповеди.

  6. Упорядочивание материала.

  7. Попытка размышления вслух (разговор по теме проповеди).

  8. Разработка плана проповеди, написание черновика.

  9. Произнесение проповеди.

  10. Благодарение за призвание и возможность проповедования Божьего Слова.

 
XVI. Десятиступенчатая модель работы над проповедью Хорста Хиршлера (Horst Hirschler[29]).

  1. Первая встреча с библейским текстом в воскресный день за неделю до произнесения проповеди (записывание мыслей).

  2. Записывание собственных переживаний, событий за последнее время. 

  3. Экзегеза текста.

  4. Использование готовых проповедей (как помощь в составлении), знакомство со способами актуализации.

  5. Совершение «творческого путешествия», во время которого заново вспоминаем то, о чем уже размышляли (пп. 1-4) и готовим некоторые заметки.

  6. Размышление об актуализированной «встрече» библейского текста и экзистенциальной обстановки человека для поиска для того, чтобы найти соответствующую идею для проповеди («озарение»).  

  7. «Экзегеза реальности» - углубление в ту часть жизни, которая связана с проповедью.

  8. Обсуждение согласно догматическому и нравственному богословию /учет догматики и этики/.

  9. Определение темы, цели и плана проповеди.

  10. Написание проповеди и произнесение её по памяти в форме живой речи.

 

XVII. Двенадцать этапов работы над проповедью по Гарри Кольману (Harry Kollmann[30]).

  1. Чтение библейского текста.

  2. Чтение других переводов этого текста.

  3. Изучение обстоятельств создания/появления текста.

  4. Подчеркивание существенных слов, понятий или предложений.

  5. Просмотр параллельных мест.

  6. Изложение текста.

  7. Обдумывание послания текста с разных точек зрения и записывание мыслей.

  8. Молитвенное размышление.

  9. Краткое формулирование Благой Вести, содержащейся в тексте.

  10. Составление черновика проповеди согласно его частям и собственным мыслям.

  11. Отбор подходящих приложений и примеров.

  12. Критическое чтение обработанной проповеди и редактирование более или менее тщательного плана выступления.

Нужно заметить, что в этой схеме работы над проповедью, которая предназначена, прежде всего, для мирян, доминантой является работа с библейским текстом, и лишь немного места отводится экзистенциальной обстановке слушателей. Быть может потому, что проповедь готовят миряне, которые и так хорошо знают обстановку своей жизни.

XVIII. Этапы работы над проповедью, основанные на принципах психологии творчества.

  1. Этап подготовки: выбор соответствующей проблемы и необходимого материала для разрешения этой проблемы (библейский текст, тема, комментарий, проповедь, другая помощь, работа в группе, «мозговой штурм»).

  2. Этап инкубации/развития: действие подсознания, психическое напряжение, ожидание, поиск разрешения проблем (время отдыха, творческая пауза, размышление, молитва, разговор со слушателями, другими проповедниками). 

  3. Этап иллюминации/озарения: «Эврика» - новый свет, идея разрешения проблемы (интересная тема проповеди, подходящая бисоциация  - связываем Слово Божие с жизнью слушателей, запись интересных и полезных мыслей).

  4. Этап верификации[31]: время оценивания и проверки мыслей, рефлексия над способами приближения и актуализации Божьего Слова (изучение пригодности и полезности собранных мыслей, оценка мыслей согласно экзегезе, богословию, антропологии, работа в группе, размышление вслух, запись и правка проповеди).

  5. Этап коммуникации: провозглашение Слова Божьего (делимся Словом с верными, разносторонне развитая коммуникация: вербальная, вокальная и визуальная, актуализация Евангелия должна быть подтверждена свидетельством жизни проповедника).

 

XIX. Недельное расписание работы над проповедью в концепции Бруно Дрехера (Bruno Dreher)[32].

  1. Понедельник – чтение библейского отрывка (избрание одной перикопы), возможен выбор какой-либо истины веры (догмата) или литургического текста как основы проповеди.

  2. Вторник - экзегетический анализ текста или изучение выбранной истины веры (догмата), или богослужебного текста.

  3. Среда – собирание материалов из жизни, связанных с выбранным библейским текстом, литургическим текстом или догматом (собственные наблюдения, других людей, из жизни прихода, литературные примеры).

  4. Четверг – гомилетическая медитация проповедника,  т.е. молитвенное размышление над Божьим Словом, которое находится в выбранном тексте, догмате, под углом его актуализации и связью с жизнью слушателя (с помощью материалов, содержащих экзистенциальную составляющую). 

  5. Пятница – составление конспекта проповеди с точно определенной темой и целью (подробный черновик или вся проповедь целиком), тщательная работа над вступлением и заключением,  связь всех частей проповеди.

  6. Суббота – свободный день от работы; цель: «набрать дистанцию к проповеди», вечером – просматриваем проповедь для закрепления в памяти.

  7. Воскресенье – произнесение проповеди; после произнесения - записываем мысли для сохранения и использования в будущем.

 

XX. «Риторическое колесо/ риторический круг» - по Герду Отто (Gerd Otto[33]).

  1. Главные факторы работы, определяющие создание проповеди.

  2. Должен ли я говорить? Монолог – подходящая форма произнесения?

  3. Основы проповеди – проповедник и тема, экзистенциальная обстановка и слушатель.

  4. Цель: почему я должен проповедовать?

  5. Влияние моей личности.

  6. Тематика, содержание, материалы.

  7. Содержание из готовых материалов и цитаты.

  8. Форма, язык, построение.

Согласно мнению автора, работа над составлением проповеди не является линейным процессом и не совершается согласно хронологическим фазам. В большей степени  она представляет собой баланс разных мыслей, укрепляющих и провоцирующих творческий процесс до момента, когда проповедь будет закончена. Не так важно, с какого момента начать работу по составлению проповеди.  Главным  является то, что в работе над проповедью соединяются содержание и форма, сплачивается теория гомилетики и практика. Эта схема подчеркивает опорные факторы  творческого процесса речевого оформления проповеди, которые похожи на лучи, соединяющиеся в центре и рождающие слово.    

***

Несмотря на то, что Слово Божие остается неизменным на протяжении двух тысячелетий, в нем постоянно присутствуют свежесть и новизна, которые просвещают и объясняют конкретную жизнь в настоящем. Богатство Библии может быть большим подспорьем в разработке содержания и соответствующего повествования в проповеди.

Принимая во внимание собственный опыт составления текста проповеди, имеющийся у каждого зрелого проповедника, приведенные модели/схемы работы над проповедью немецких католических и протестантских теологов, гомилетов XX-XXI вв.,  на наш взгляд, будут полезны как для священнослужителей, уже несущих проповедническое служение, так и студентов духовных школ, студентов-теологов, слушателей богословско-катехизаторских курсов, изучающих искусство церковной проповеди.


Особую благодарность за помощь в поиске литературы и переводе хочу выразить

ks. Andrzejowi Legieciowi CSsR,

ks. dr hab. Piotrowi Steczkowskiemu



[1]  Рецензия на: Тихомиров А. В. Вера от слышания: Пособие по гомилетике. Новосаратовка, 2015 // Богослов.ru: научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/5189792.html (дата обращения: 15.08.2016).

[2] Тихомиров А. В. Вера от слышания: импульсы для евангелической проповеди. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 72 с. 

[3] Феодосий, еп. Полоцкий и Глубокский. Гомилетика. Теория церковной проповеди. Сергиев Посад, 1999. С. 201.

[4] Шмеман А., протопр. Евхаристия – Таинство Царства. Тюмень: Русская неделя, 2014. С. 61.

[5] Там же. С. 72.

[6] Ks. dr hab. Jan Twardy – священник, доктор хабилитации, клирик архиепархии Пшемышля (рукоположение: 1965 г.), профессор гомилетики на Богословском факультете Университета Силезии в Катовице и Высшей духовной семинарии в Пшемышле, вице-президент Ассоциации польских гомилетов.

[7] Jan Twardy, ks. Aktualizacja słowa Bożego w kaznodziejstwie. Przemysl: Wydawnictwo Archidiecezji Przemyskiej, 2009. P. 400-409.  

[8] Эрнст Ланге (19.04.1927, Мюнхен – 3.07.1974, Windhaag / Верхняя Австрия) - немецкий протестантский богослов, профессор практического богословия. Имел «новый взгляд» в гомилетике, который послужил источником инспирации/вдохновения для рождения новых форм.   

[9] Манфред Зайтц (17.09.1928, Винтерхаузен) - немецкий протестантский богослов и профессор.

[10] Хеннинг Лютер (31.08.1947, Люнебург – 31.07.1991, Марбург) - профессор практического богословия факультета протестантской теологии в Университете Филиппс в Марбурге.

[11] Рудольф Борен (22.03.1920, Гриндельвальд – 1.02.2010, ок. Гейдельберга) - протестантский теолог с акцентом на практическое богословие.

[12] Бисоциация - это комбинация двух идей, взятых из разных контекстов, ранее казавшихся несовместимыми… Или: новые идеи рождаются путём пересечения двух уже известных фактов.

[13] Хериберт Аренс (1942, Верль) - немецкий католический богослов, капеллан, францисканец, гомилет.

[14] Франц Рихардт (1941) - немецкий католический богослов, францисканец, гомилет.

[15] Йозеф Шульте (1942) - немецкий католический богослов, священник, францисканец, гомилет.

[16] Карл Хайнц Пеискер (1930-1980) -немецкий протестантский теолог.

[17] Валентин Дёринг (4.05.1941, Мюнхен) - немецкий католический священник.

[18] «Под словом «медитация» (melete) отцы, как и сам псалмопевец, разумели постоянное повторение вполголоса (110) определенных стихов или целых отрывков из Священного Писания с целью постижения их внутреннего сокровенного смысла. Поэтому Евагрий (от авт. – Понтийский) один раз переводит «медитация» просто как «созерцание» (theoria) (111). Да и в Писании вместо «размышлять» говорится «обдумывать» или «вспоминать». Евагрий, вслед за псалмом 137,1, называет такое созерцающее «размышление» о псалмах, «пением перед ангелами», поскольку главное дело ангелов – это созерцание Бога и Его деяний». // Габриэль (Бунге), иером. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 39.

[19] Петер Хофер (22.01.1944, Нойкирхен) - профессор университета католической теологии. Частный университет в Линце.

[20] Клаус Майер цу Аптруп (03.09.1934, Gadderbaum) - протестантский теолог, профессор.

[21] Хартвиг Дэвель - протестантский теолог, пастор (с 2009 – на пенсии).

[22] Вильфрид Энгеманн (4.01.1959, Дрезден) - немецкий протестантский теолог, профессор Практической теологии Венского университета.

[23] С нем.яз. - место в жизни. 

[24] С лат.яз. – в самую суть дела, в гуще событий, к самому главному.

[25] Рольф Цефас (27.04.1934, Зиммерн/ Хунсрюк) - немецкий католический богослов.

[26] Эрнст Ланге (19.04.1927, Мюнхен – 3.07.1974, Windhaag / Верхняя Австрия) - немецкий протестантский богослов, профессор практического богословия.

[27] См. подр.: R. Heue, R. Lindner, Predigen lernen. Gladbeck/Westfalen 1976. // Цит. по: Jan Twardy, ks. Aktualizacja słowa Bożego w kaznodziejstwie. Przemysl: Wydawnictwo Archidiecezji Przemyskiej, 2009. P. 406.

[28] Алоиз Шварц (14.06.1952, Hollenthon, Нижняя Австрия) - римско-католический епископ австрийской епархии Гурк-Клагенфурт.

[29] Хорст Хиршлер (4.09.1933, Штутгарт) - лютеранский теолог.

[30] См. подр.: Kollmann H. Praxisbuch Predigt-Vorbereitung. Neuhausen-Stuttgart: Hänssler, 1992. 273 S. // Цит. по: Jan Twardy, ks. Aktualizacja słowa Bożego w kaznodziejstwie. Przemysl: Wydawnictwo Archidiecezji Przemyskiej, 2009. P. 407.

[31] Верификация - процесс определения истины или правильности гипотезы. В научном языке это относится к контролируемому процессу сбора объективных данных для того, чтобы оценить истинность теории или типу гипотезы. В более широком смысле этот термин также относится к повседневному процессу, посредством которого человек исследует окружающую среду неформальным способом с тем, чтобы собрать информацию относительно правильности своего восприятия, мыслей, предположений и т.д.

[32] См. подр.: B. Dreher. Biblisch predigen; ein homiletisches Werkbuch. Stuttgart, Verlag Katholisches Bibelwerk, 1968. // Цит. по: Jan Twardy, ks. Aktualizacja słowa Bożego w kaznodziejstwie. Przemysl: Wydawnictwo Archidiecezji Przemyskiej, 2009. P. 408-409.  

[33] Герт Отто (10.01.1927, Берлин - 13.03.2005, Майнц) - протестантский богослов.